Вывоз мусора в Москве и Московской области
+7 (495) 747-86-86

Классы опасности отходов

Классы опасности отходов

Согласно приказа №511 от 15.06.2001 года Министерства природных ресурсов Российской Федерации на территории всей России установлено 5 классов опасности отходов производства и жизнедеятельности человека, а также степень влияния на окружающую среду и критерии вредного воздействия.

1. Отходы первого класса опасности

1-й класс – чрезвычайно опасные. Степень вредного воздействия на окружающую среду отходов этого класса характеризуется как «очень высокая». В результате накопления отходов первого класса происходят необратимые нарушения в экологической системе, а период ее восстановления отсутствует. К первому классу опасности отходов относятся – ртутьсодержащие. В их перечень входят:

  • гальванические элементы
  • градусники
  • ртутные и люминесцентные лампы
  • прочие приборы (барометры, монометры)

Периодическое выбрасывание, вышедших из строя, ртутьсодержащих приборов приводит к постоянному содержанию ртути в городской среде. В каждой ртутной или люминесцентной лампе содержится 20-500 мг ртути. Ежегодно в России используется порядка 500 млн. ртутных ламп, 100 из которых  выходят из строя. И большая их часть выбрасывается на свалку, то есть в итоге в окружающую среду поступает 10т ртути. С позиции локального загрязнения окружающей среды токсичной ртутью, ртутные лампы представляют серьезную опасность, поскольку при повреждении лампы ртуть очень быстро испаряется. Немало ртути попадает в окружающую среду вместе с выбрасываемыми ртутными термометрами и гальваническими элементами. В настоящее время данная проблема решается соответствующими органами, что обусловило прекращение бесконтрольного выбрасывания ртутьсодержащих приборов.

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства, сбор отходов первого класса опасности должен производиться раздельно от других отходов и храниться в специальной, обеспечивающей безопасность, таре. Тара представляет собой оцинкованный цилиндрический контейнер с чехлом. После сбора отходов контейнер маркируется специальной наклейкой, на которой указывается вид, правила сбора отходов и контактные данные предприятия обеспечивающего вывоз отходов и их последующую утилизацию. Хранение ртутьсодержащих отходов в контейнере должно осуществляться в специально отведенном месте с твердым покрытием и ограниченным доступом. Контейнер необходимо накрывать специальным чехлом.

2. Отходы второго класса опасности

2-й класс – высокоопасные. Степень вредного воздействия оценивается как «высокая». Экологическое равновесие системы сильно нарушается, а период восстановления системы и ее компонентов составляет не менее 30 лет после полного устранения источника воздействия. Ко второму классу опасности относят аккумуляторные батареи.

Трудно контролируемое выбрасывание отработанных аккумуляторных батарей в окружающую среду представляет серьезную опасность для экологии. В России ежегодно выбрасывается около 3 млн. аккумуляторов от автомобильного транспорта, а это порядка 90 тыс. тонн свинца, 22 тыс. тонн раствора серной кислоты и еще около десяти тысяч тонн прочих опасных компонентов. Таким образом, отработанные аккумуляторы опасны кислотным и свинцовым отравлением окружающей среды.

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства, сбор отходов данного класса необходимо производить раздельно от прочих отходов в специально отведенном для этого месте оборудованным поддоном, предотвращающем пролив электролита. Данный поддон можно хранить в ремонтной зоне. В случае, когда контейнер устанавливается на прилегающей территории, площадка для хранения должна иметь навес, защищающий от дождя и твердое покрытие. Аккумуляторы нельзя подвергать механическому воздействию.

3. Отходы третьего класса опасности

3-й класс – умеренно опасные. Средняя степень вредного воздействия с периодом самовосстановления от 10 лет после снижения уровня воздействия. К третьему классу опасности относятся:

  • отработанные масла;
  • отработанные фильтры.
  • Остановимся подробнее на каждом виде отходов третьего класса.
  • Отработанное масло, в свою очередь, разделяется на моторное и индустриальное

Отработанное масло, попадая в окружающую среду, лишь частично обезвреживаются под воздействием природных процессов, большая же их часть служит источником загрязнения атмосферы, почвы и водоемов. Накопление опасных веществ масел в природе приводят к сокращению популяции птиц, млекопитающих, рыб и негативно сказывается на здоровье человека. Проблема сбора и утилизация отработанных нефтепродуктов, является очень актуальной, поскольку переработка отходов из нефтепродуктов позволяет получить восстановленные масла стоимостью до 70% ниже стоимости свежих масел при минимальной разнице в их качестве.

Сегодня сжигание масел является одним из способов их регенерации. Но такой способ только ухудшает ситуацию, так как в процессе сжигания выделяются устойчивые химические соединения, представляющие серьезную опасность для человека. Альтернативными, ресурсосберегающими методами регенерации отработанных масел, являются восстановление товарных  масел путем возвращения им физико-химических свойств. Такие масла впоследствии можно использовать также как и свежие.

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства, первичный сбор отходов из нефтепродуктов необходимо производить раздельно от других отходов в специальные емкости.  Данные емкости могут находиться в ремонтной зоне и вне ее. При установке емкостей на прилагающей территории, предназначенная для накопления отходов площадка должна иметь твердое покрытие и навес, защищающий емкости от дождя.  Так же емкости должны быть оборудованы поддонами предотвращающими поливание нефтепродуктов на землю.

Отработанные фильтры подразделяются на масляные и топливные

Масляный фильтр является расходным материалом к автомобилям и требует периодической замены. По статистике - каждый автомобиль, как минимум два раза в год, производит замену масленого фильтра. К примеру на 700 тыс. машин, прибегнув к несложным расчетам, получаем полторы тысячи тонн отработанного материала в год, причем 700 т это отработанное масло имеющее третий класс опасности. Но большая часть данных отходов закапывается в землю, затем вредные вещества попадают в грунтовые воды. А мы потом эту воду пьем и удивляемся своему никчемному здоровью.

Специалисты автосервисов. В некоторых случаях возвращают своим клиентам  снятые фильтры, а те потом их выбрасывают на свалку. Вы можете и сами в этом убедиться, стоит только внимательнее всмотреться в груду мусора около гаражных кооперативов, и вы обязательно увидите металлическую капсулу отработанного фильтра. Все это усугубляется несовершенством нормативной базы, так содержащееся в отработанных фильтрах масло относится к третьему классу опасности,  а сам фильтр к четвертому, который принимается на свалки. Можно добавить, что количество машин на наших дорогах с каждым годом только растет, а вместе с этим увеличивается количество выбрасываемых фильтров, лишь малая часть из которых подвергается утилизации.

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства сбор отходов третьего класса необходимо осуществлять отдельно от других отходов в  специальные контейнеры. Впоследствии такие отходы необходимо правильно утилизировать.

4. Четвёртый класс опасности отходов

4-й класс – малоопасные. Установлена низка степень вредного воздействия на природную среду, а период восстановления составляет от 3-х лет. К данному классу опасности относят нефтесодержащие отходы, которые образуются при строительстве газовых и нефтяных скважин, промысловой эксплуатации месторождений, при чистке резервуаров и оборудования, очистке сточных вод, содержащих нефтепродукты. Нефтяные шламы имеют очень разнообразный состав, включающий в себя нефтепродукты, воды, песок, глину и прочие минеральные части. Соотношение всех элементов состава колеблется в очень широких пределах. Состав шламов зависит от глубины и типа перерабатываемого сырья, оборудования, схем переработки и прочих факторов. В большинстве случаев шламы состоят из нефтяных остатков (10-57%), воды (31-86%), твердых  примесей (1,3-45%). Как правило, накопление таких отходов  осуществляется на специально оборудованных для этого площадках или в бункерах при этом их сортировка и классификация не производится. Шламы обладают способностью самовосстановления при правильном хранении. Это обуславливается протеканием естественных процессов. Дело в том что в шламонакопителях накапливаются атмосферные осадки,  развиваются микроорганизмы, протекают окислительные и другие процессы. Но в связи с большим содержанием нефтепродуктов и солей при недостаточном поступлении кислорода данный процесс самовосстановления может протекать десятилетиями.

Часто нефтесодержащие отходы утилизируются путем сжигания на промышленных площадках без очистки выделяемых при этом газов, которые впоследствии загрязняют атмосферу. Утилизация отходов  содержащих нефтепродукты будет проводиться правильно, если предприятия будут руководствоваться при этом нормативно правовыми актами. Несоблюдение правил утилизации опасных отходов влечет за  собой штраф, размеры которого зависят от степени опасности производимых способов утилизации для окружающей среды.

5. Отходы пятого класса опасности

5-й класс – практически неопасные. К данному классу опасности относятся отходы, которые являются малоопасными для окружающей среды. Степень воздействия – очень низкая, экологическая система и ее компоненты не нарушены. К таким отходам можно отнести резину, пластик, метал и пр. Данный класс отходов разрешается выбрасывать на свалку. Однако осуществляя сбор отходов  данного класса, мы способствуем сохранению природных ресурсов. Поскольку после переработки таких отходов во вторсырье  его отправляют на производство новой продукции.

Кроме того была создана классификация отходов по их происхождению.

Так отходы 1,2 и 3 класса опасности относятся к промышленным отходам, образовавшимся в результате производственных процессов и деятельности различных предприятий и организаций. В их число входят отработанные масла, нефтешламы, кислоты и щелочи, отработанные аккумуляторы и покрышки.

Отходы 3 и 4 класса опасности классифицируются как строительные. Такие отходы могут образовываться в результате строительства или сноса зданий и сооружений. Как правило под отходами этих классов понимают бой керамической плитки и кирпича, древесные отходы, щебень, застывший раствор и бой стекла, металлолом и тара лако-красочных материалов.

В жилом секторе и административных зданиях, в учебных заведениях и торговых центрах, в аэропортах и автовокзалах образуются отходы 4 и 5 класса опасности – это твердые бытовые отходы. Кроме того к ним относят дорожный мусор и крупногобаритные отходы, это могут быть мебель и вещи, стекло, бумага, пластмасса, пищевые отходы.

Назад